.

Судебное дело о судьбе научного наследия профессора Дмитрия Мейера

Судебное дело о судьбе научного наследия профессора Дмитрия Мейера

  • 20.04.17

Представляем материалы знаменитого судебного процесса по гражданскому делу, рассмотренному в XIX в. Санкт-Петербургской Судебной палатой по иску наследников Дмитрия Ивановича Мейера к его ученику Александру Ивановичу Вицыну, защитником которого выступил адвокат Александр Владимирович Лохвицкий. Наследники Мейера притязали на литературное произведение и взыскание с ответчика доходов с издания книги «Русское гражданское право Мейера». В решении суда затронуты вопросы и интеллектуальной собственности, и наследственного права, и гражданского процесса.

Предлагаемое вниманию читателей дело интересно в нескольких отношениях. Прежде всего, по его значению для развития отечественного гражданского права. К сожалению, Дмитрий Иванович Мейер не записал читаемого им курса. Поэтому Александру Ивановичу Вицыну – ученику Мейера – пришлось воссоздавать учебник по конспектам лекций, записанных студентами, систематизируя и редактируя материал. Результатом явилось то, что называется «Русское гражданское право. Чтения Д.И. Мейера».

Учебник был настолько хорош, что до описываемого здесь спора был издан четыре раза (что, собственно, и послужило причиной спора). Всего же курс выдержал четырнадцать дореволюционных изданий, переиздается он и сейчас. По учебнику обучалось несколько поколений русских юристов. Если бы не энтузиазм и труды Александра Ивановича Вицына и талант Александра Владимировича Лохвицкого, то неизвестно, как пошло бы развитие гражданского права в нашей стране.

В юридической периодике того времени гражданские процессы публиковались гораздо реже уголовных. Однако данное дело было опубликовано полностью, начиная от искового прошения, возражений ответчика и словесного состязания сторон и заканчивая апелляционным и кассационным решениями. (Здесь публикуем только первую стадию процесса.) Это дает нам возможность проследить весь ход судебного следствия и постичь логику судебных выводов. Но главное – набор процессуальных приемов и правовых средств, использованных адвокатами. Поэтому весьма интересно сравнить их с тем, что мы применяем в наших процессах. В этом аспекте «процесс Вицына» имеет несомненный дидактический характер.

Источник